Краткий глоссарий

Активный субъект рынка - субъект рынка, занятый поиском одного или нескольких предполагаемых покупателей, которые могут принять участие в обмене ценностями. Задача маркетолога состоит в продаже им не столько товара, сколько тех выгод и услуг, которые может от этого получить потребитель, поскольку маркетинг не ограничивается производством и продажей потребительских товаров, а используется и для продвижения идей и социальных программ.

Анкета - набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов (опрашиваемых).

Аудитория - число людей, контактирующих со средством рекламы.

База данных покупателей - организованный, постоянно пополняемый объём исчерпывающих данных о покупателях и других клиентов фирмы, который доступен и применим для таких маркетинговых целей, как создание основной группы покупателей, её характеристика, и продажа товара.

Внедрение маркетинга - процесс, превращающий маркетинговые планы в рабочие задания и обеспечивающий такое их выполнение, чтобы достигались установленные планом цели.

Выбор средств рекламы - поиск наиболее эффективных с экономической точки зрения средств информации, способных обеспечить необходимое число контактов с целевой аудиторией.

Дизайн - совокупность показателей, определяющих внешний вид и функционирование продукта с точки зрения требований потребителя.

Дифференцирование - процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров - конкурентов.

Доступный рынок - это совокупность покупателей, проявляющих интерес, имеющих достаточный доход и доступ к конкретному рыночному предложению.

Жизненный цикл товара характеризуется изменением объёмов продаж и получаемой прибыли во времени. Графически представляется в виде колоколообразной кривой, на которой можно выделить четыре этапа: внедрение, рост, зрелость и спад.

Забываемость товара - то, насколько быстро покупатель забывает торговую марку; чем выше уровень забываемости, тем чаще должна быть реклама.

Золотой товар - супер-товар, отвечающий самым высоким требованиям потребителей.

Идея товара - общее представление о продукте, который компания могла бы предложить рынку.

Интегрированный маркетинг - система маркетинга, при которой работа всех подразделений компании направлена на службу интересам клиента.

Канал распределения - это совокупность взаимозависимых организаций, которые делают товар или услугу доступной для потребления.

Конкуренция торговых марок имеет место в случае, когда компания рассматривает в качестве своих конкурентов фирмы, предлагающие сходный продукт и услуги тем же целевым покупателям по сходным ценам.

Конкуренция чистая фиксируется в случае, когда на рынке имеется множество конкурентов, предлагающих однородные товары или услуги.

Концепция маркетинга - целью организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными способами, чем у конкурентов. Основные составляющие: нужды, потребности и спрос; стоимость, издержки и удовлетворение; обмен и трансакции; рынки; активные субъекты рынка и предполагаемый покупатель.

Личная продажа - непосредственная взаимодействие с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью организации презентаций, ответов на вопросы и получение заказов.

Маркетинг-микс - набор маркетинговых инструментов, которые используются компанией для решения маркетинговых задач на целевом рынке.

Маркетинговая близорукость - стремление производителя (продавца) фокусировать внимание на материальном продукте, а не удовлетворении нужд потребителей.

Маркетинговая возможность - область покупательских нужд, удовлетворение которых составляет основу прибыли компании.

Маркетинговые исследования - это систематическая подготовка и проведение различных обследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией.

Маркетинговый план стратегический ставит глобальные цели и определяет перспективы развития; основывается на анализе рыночной ситуации и возможности фирмы.

Наблюдение - метод получения первичных данных для маркетингового исследования, при котором специальные агенты наблюдают за поведением потенциальных и реальных покупателей, конкурентов или других лиц.

Нужды - чувство настоятельной необходимости удовлетворения основных надобностей человека. Люди нуждаются в пище, одежде, чувстве безопасности, принадлежности к группе, уважении. На эти надобности не влияют общество или рынок, они биологически заложены в человеческой природе.

Образ товара - конкретное представление, получаемое потребителем о реально существующем или потенциальном товаре.

Общий потенциал рынка - это максимальный объём продаж, которого могут достичь все компании отрасли в течение определённого периода времени при данном уровне маркетинговых усилий и условий внешней среды.

Поведение потребителей как область маркетинга изучает процесс выбора отдельными потребителями товаров, их приобретения и распоряжения для удовлетворения нужд и желаний.

Позиционирование - действия по разработке товарного предложения компании и её имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей.

Позиционирование товара на рынке - установление и информация рынка об основных выгодах, которые может принести продукт.

Покупатель - тот, кто приобретает товар или услугу и оплачивает её; в организациях покупатель обладает официальными полномочиями в вопросах выбора поставщика и согласования условий закупки.

Потенциальный рынок - совокупность покупателей, проявляющих достаточный уровень интереса к определённому рыночному предложению.

Пробный маркетинг - довольно точный, но дорогой способ проведения маркетинговых исследований, заключающийся в тестировании выборочных рынков на отношение их к новому продукту.

Прямая почтовая рассылка (директ-мейл) подразумевает отправку различных предложений, напоминаний и другой информации человеку, проживающему по конкретному адресу.

Рынок образуют все потенциальные потребители с определёнными нуждами и потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене.

Рыночный потенциал - предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде.

Рыночный спрос на товар - это то количество товара, которое может быть куплено определённой группой потребителей в указанном районе в заданный отрезок времени в рамках конкретной маркетинговой программы.

Сегмент рынка - большая, чётко идентифицированная по какому-либо признаку группа покупателей внутри рынка.

Сегментирование по демографическим признакам заключается в разделении рынка на различные группы на основе таких переменных факторов, как возраст, размер семьи, жизненный цикл семьи, пол, уровень дохода, род занятий, образование, религиозные убеждения, национальность и социальная группа.

Сегментирование рынка - разделение рынка на четко выраженные группы покупателей, каждая из которых может приобрести определённые товары.

Спрос - это потребность в определённых товарах, выраженная в желании и способности приобрести их.

Спрос на товар компании - часть совокупного рыночного спроса, приходящаяся на товар данной компании при различных уровнях маркетинговых расходов.

Средства массовой информации (СМИ) включают печатные средства (газеты, журналы, прямую почтовую корреспонденцию), средства вещания (радио, телевидение), электронные средства (аудиокассеты, видеокассеты, видеодиски, CD ROM) и средства наружной рекламы (объявления, вывески, плакаты).

Стимулирование сбыта - разнообразные побудительные средства и поощрительные акции, призванные ускорить и увеличить продажи отдельных товаров потребителям.

Товар - всё, что может быть предложено для удовлетворения человеческих потребностей или нужд: материальные продукты, услуги или идеи.

Товарная марка - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного производителя или продавца и их дифференциации от товаров конкурентов.

Фокус-группа широко используется в маркетинговых исследованиях для выявления предпочтений представителей различных сегментов; организуется "мозговой штурм" с участием 6-10 потенциальных потребителей товара.

Франчайзинг - форма лицензирования, при которой продавец предлагает деловому покупателю свою торговую марку и отлаженную производственную систему.

Целевой рынок - часть доступного рынка, которая выбрана компанией для дальнейшей работы.

Цель маркетинга - удовлетворение нужд и потребностей потребителя.

Ценность - это оценка потребителем способности товара в целом удовлетворять его нужды.

[начало]